Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка для родителей будущих первоклассников

Дата: 4 мая 2018 в 11:32, Обновлено 3 июня 2022 в 15:56

ЛЕКТОРИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

"СКОРО В ШКОЛУ"

ЛЕКТОРИЙ 1. "ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ"

Знания, необходимые первокласснику:
1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).
Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести. 
4. Знать буквы алфавита.
Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А - аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т.д. 
5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки. 
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.
6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
7. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз).
В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д. 
8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).
Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.
9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее. 
Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
Практические советы родителям.
- Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
- Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения. 
- Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии.
- Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку.
- Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педагогика — это наука.
- Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему малышу будет очень трудно.
- Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у 
младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная.
- Если ребенку нравится заниматься художественным творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом.
- Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками.
- Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности.
- Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ. Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его.
- Если ваш ребенок не уверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.

Простые рекомендации.
Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.
1. НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».
2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.
3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ. Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают пугать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.
4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ. Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.
5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ. Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.
6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ. Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).
7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ. За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.
8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ. Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.
9. ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР. В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ. Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.
               Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Памятка для родителей будущих первоклассников

   УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Общая  ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний у будущих первоклассников производится по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. Насколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17.  Прочти стихотворение.

      УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

ЛЕКТОРИЙ 2. ПЯТЬ СЕКРЕТОВ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА РЕБЁНКА

Секрет популярности № 1

            Изображение Детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде.

               Популярные дети не только знают, что помогать другим очень важно, но и постоянно это делают. Самые популярные и самые социально адаптированные дети, как правило, и самые щедрые, заботливые и чуткие.  Если Вы хотите чтобы ваш ребенок рос таким постарайтесь заменить все источники отрицательного влияния на него положительными. Создайте в семье культуру заботы, сострадания, доброты. Помогите ребенку осознать, что маленькие добрые дела и проявления заботы глобально изменят его жизнь и жизнь окружающих. Старайтесь поощрять стремление ребенка быть заботливым, чутким, сострадательным – и Вы поспособствуете его социальному и эмоциональному развитию.

Секрет популярности № 2

Социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников

Если ребенку нужно найти новую группу друзей, ему следует предпринять четыре основных шага, а вам, взрослым, - помочь ему в этом.

1-й шаг: ребенку следует искать группу, у которой общие с ним ценности и интересы

2-й шаг: помогите ребенку осознать, что любая компания состоит из детей, между которыми много социальных различий.

                Чтобы научить ребенка оценивать и различать членов какой-нибудь компании, понаблюдайте вместе с ним за группой людей - по телевизору или в общественном месте, например в парке или на игровой площадке. Приведенный ниже список характерных черт поможет ребенку определить, кто из намеченной компании самый приветливый и к кому лучше всего обратиться при знакомстве:

  • Тот, кто смотрит в глаза всем остальным в компании.
  • Тот, кто смотрит на окружающих, не принадлежащих к компании.
  • Тот, кто часто смеется и улыбается.
  • Тот, кто взаимодействует со всеми в компании, а не с кем-то одним.
  • Тот, кто кажется разговорчивее остальных в компании.

Чтобы ребенку было легче влиться в незнакомую компанию, научите его этому простому способу: выбирать самого приветливого и дружелюбного из компании и обращаться с вопросом именно к нему.

3-й шаг: помогите ребенку выработать дружелюбную манеру держаться.

                  Важнее всего для общения то, как мы передаем свои чувства невербальными способами, поэтому уделите особое внимание тому, чтобы научить ребенка «приветливым» жестам, позам, манере говорить и мимике. Дети в большинстве своем не осознают, что окружающие оценивают их по невербальной коммуникации, по манере держаться, даже если сами судят о других именно так - как говорится, «по одежке».

                 Сфотографируйте ребенка в позе, которую он сам считает «дружелюбной» (то же самое относится и к выражению лица). Затем обсудите с ним фотографию и поговорите о том, как можно улучшить все аспекты его невербального самовыражения. (Разумеется, ограничиваться одним снимком не обязательно.) Перечислю основные невербальные черты, выражающие приветливость и открытость:

  • прямая осанка;
  • открытая поза (руки или ноги не скрещены);
  • ладони на виду (напомню, это универсальный знак дружелюбных намерений);
  • улыбка и приятное выражение лица;
  • взгляд в глаза.

4-й шаг: расскажите ребенку, что в поисках подходящей компании требуется терпение.

Секрет популярности № 3

Социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации

                Некоторые дети как будто родились на свет миротворцами. Именно они чаще всего предлагают компромиссное решение, - мирный выход из любого сложного положения. Такие дети понимают, что компромисс не означает победу или поражение, но скорее предполагает альтернативное решение, которое позволит спорящим или даже ссорящимся на чем-то согласиться. Они понимают, что суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не то решение, которого изначально хотели спорщики.

            Детям, которые от природы не наделены качествами миротворцев, можно и нужно преподать навыки социального компромисса, точно так же, как и все прочие важные социальные навыки. От взрослого всего-то и требуется, что убедительно объяснить ребенку, как научиться по-новому воспринимать любой конфликт, менять точку зрения на ситуацию, а потом - помочь ему освоить этот метод и приучить применять его в случае возникновения любого конфликта.  Хороший способ учить детей поиску новых выходов из сложного положения - это игра в «мозговую атаку». Заключается она в следующем.  Попросите двух или более детей посмотреть на самый обычный предмет и придумать как можно больше новых способов его использования. Например, попросите группу шестилетних детей придумать, как еще можно поделить между собой одну игрушку. Каждую идею, которая придет в голову участникам нужно записать, но без комментариев. Потом прочитать все записи, но обращая внимание детей на то, что получилось много совместных интересных решений. И совместно выбрать тот вариант, который устроил бы каждого. Если с первого раза не получается – оставить игрушку у себя, через некоторое время попробовать еще раз.

Секрет популярности № 4

Социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих.

             Все чувства нормальны, важны не сами  чувства, а то,  как мы их выражаем. Хотя мы считаем некоторые из них положительными (например: радость, гордость), а другие – отрицательными (тревога, чувство вины, страх, замешательство), у нас всегда есть выбор, как именно их выразить. Кроме того люди делятся на тех кто позволяет чувствам управлять собой, и на тех кто сам управляет своими чувствами. Необходимо научить ребенка управлять  своими чувствами. Один из способов управления - это рисование (арттерапия), выражение своих эмоций на бумаге. Например, если ребенку приснился страшный сон, то в рисунке можно его изобразить и уничтожить; если ребенок получил плохую оценку, то можно нарисовать рисунок «Как я исправил двойку», т.е. нацелить ребенка на позитивное разрешение ситуации и конечно же подготовиться и исправить оценку.

Секрет популярности № 5

Социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы.

              Дети, пользующиеся социальным успехом, как правило, лучше умеют начать и поддержать беседу, чем их сверстники. Такие дети более открыто и охотно говорят о своих чувствах, проявляют больше интереса к словам и мнению других и лучше умеют вести разговор, построенный на взаимных уступках. Простейший способ научить ребенка быть хорошим собеседником - почаще разговаривать с ним и подавать ему пример необходимых навыков.

ЛЕКТОРИЙ 3. Готовность ребёнка к школе (режим дня, кругозор, организованность, культура поведения)

 Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье будут помехой учению.

Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку. В любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться.

Режим дня.

                Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Организованность проявляется и в малом, и в большом. Умеет ли ребёнок без подсказки родителей  приготовить всё необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение: убрать на место вещи, игрушки и т.д.

                 Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребёнка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием. Каждая семья устанавливает  определённый порядок, который касается всех её членов, в том числе и ребёнка. Это относится прежде всего, к организации быта и режима дня. К чёткому распорядку дня ребёнка нужно приучать постепенно и очень настойчиво.

                 И здесь можно выделить определённые правила организованного поведения: вставай, ешь, гуляй в одно и то же время, умей занять себя интересным делом; чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями; найди время для общих семейных дел и труда; старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу всё на место, аккуратно ешь и др. )

               Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребёнком заранее обсуждают план проведения выходного дня: что сделаю по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитают.

                Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности. 

            Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно: уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребёнка подчинена инструкциям взрослых; ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества; поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчёмной; поблагодарить, похвалить, за проявленную инициативу, раскрыть её достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

               Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

              Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьёй, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

                Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.

               Не заставляйте ребёнка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких костей пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или расторможенность снижают способность к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказываются на отношениях с одноклассниками.

                Вторым важным показателем готовности к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определённого кругозора, на который опирается учитель в школьном обучении.

                  У ребёнка, как правило, накоплен богатый чувственный опыт: представление о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Должны быть накоплены и знания о нашей Родине, труде людей, о важнейших технических достижениях ( освоение космоса, применение роботов и автоматов в производстве). Он должен иметь представления о пространстве и времени, знания о числе, счёте. Многие дети, идя в 1 класс, знают о букве и звуке, умеют читать.

                Наконец, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью.

               Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.

              Все эти знания и умения обеспечивает программа детского сада. Если ребёнок воспитывается дома, постарайтесь, чтобы он тоже овладел перечисленными навыками и умениями.

                У детей дошкольного возраста должны быть сформированы и определённые интеллектуальные умения: ребёнок должен уметь слушать, запоминать, решать сложные задачи. Почаще задавайте детям вопросы: Как? Почему? Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений.

                Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребёнка связно говорить, чётко излагать мысли. Почаще просите пересказать прочитанное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь. Образность языка сказок, стиль рассказов для детей, созданными нашими классиками ( К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстим и др. ), учат правильно говорить, логично мыслить. Ведь недаром говорят: « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры».

               Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе.

                Учите этому вашего ребёнка. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил; если он начал рисовать или лепить, пусть доведёт его до конца; если его желания не совпали с желаниями товарищей, младшего братишки или сестрёнки, пусть прислушается к их мнению, уступит в чём-то. Пусть не шумит, если бабушка легла отдохнуть, не отвлекает старшего брата, если тот делает уроки, то есть пусть ваш ребёнок научится уважать окружающих людей.

               Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым и вообще старшим, особенно незнакомым, людям. Излагая просьбу или желание употреблять «волшебные» слова: «пожалуйста», и «будьте добры»; дети должны вежливо извиниться, если допустили оплошность, попросить прощения, если нечаянно кого-то обидели.

               Приветливый, вежливый ребёнок приятен в общении, выгодно отличается от грубых, невоспитанных сверстников. У него легко складываются отношения с товарищами, старшими.

                Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе, учителю. Известно, что уже с раннего дошкольного возраста дети любят играть в «школу». Но сначала это интерес к внешним признакам  школы: звонок, игра на перемене, указка в руках учителя, портфель у ученика. А в возрасте 5-6 лет дети, играя в « школу», уже объясняют, слушают, задают вопросы и решают задачи, т.е. у них уже сформирован интерес к учебной деятельности, они хотят учиться.

                  Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребёнку, как усложняют его будущую школьную жизнь.

 Нужна ли специальная подготовка к школе?

                 Мы выяснили, как важно для последующего обучения сформировать у ребёнка самостоятельность, организованность, умение общаться с взрослыми и сверстниками, научить его играть.

               Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошёл легко, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием?

                    Ответы на них совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребёнок приходит в 1 класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребёнка, полагая, что его всему научат в школе. И действительно, школьная программа построена таким образом, что обучение начинается «с нуля».

                      Если вы располагаете временем , готовы играть вместе с ребёнком в разные звуковые, силовые, математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счёту. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от лишних проблем.

                    Кроме того, ребёнка лучше научить читать до школы: в 4-5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет. Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Казалось бы, чего проще? Ведь к этому времени все дети хорошо говорят, прекрасно понимают обращённую к ним речь. Да, конечно, но при этом слова выступают для них, как и для на с вами, только как обозначения предметов, действий, понятий. Если спросить ребёнка, какие слова больше похожи – рак, мак или ромашка, малыш ответит: «Конечно, мак и ромашка». Почему? Потому, что он и не заметил слова слова, он сравнил рака с названиями двух цветков и конечно, не нашёл сходства между раком и маком. Совсем  другую картину вы увидите, как только начнёте с ним заниматься, готовить его к  обучению грамоте, научите вслушиваться в звуки речи.

Ознакомление с памятками -  советами, рекомендациями родителям о подготовке детей к школе.

- О чтении до школы. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками: (мэ) вместо (м), (эн) вместо (н) и т.д. ( Здесь прилагается таблица о произношении звуков и букв, количестве букв и звуков в русском языке).

- О развитии речи. Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь с ребёнком своими впечатлениями о музыке, о людях, о природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.

         Всем родителям необходимо своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефект речи.

- О письме. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.

- О математике. Что должны знать и уметь дети до школы:

1. Прямой и обратный счёт до 10, количественный ( «сколько» ) и порядковый ( «который» ) счёт.

2. Предыдущие и последующие числа в пределах десятка;

3. Составлять числа первого десятка;

4. Разделить предмет на 2 – 4 равные части;

5. Измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или верёвочки, сравнивать предметы.

6. Изображать треугольник, четырёхугольник, круг.

И несколько слов об адаптационном периоде первоклассника.

                Родители первоклассника должны быть единомышленниками учителя.

                 Чтобы адаптационный период первоклассника прошёл быстро и наиболее безболезненно, уважаемые родители прислушайтесь к нескольким простым советам:

  •  Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
  • Не торопите ребёнка: рассчитать время – ваша задача;
  • Не отправляйте малыша в школу без завтрака;
  • Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите;
  • Встречайте ребёнка после школы спокойно, забудьте фразу « Что ты сегодня получил? », вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, - дайте ребёнку расслабиться;
  • Не торопитесь посадить ребёнка за уроки – ему необходимо 2 – 3 часа отдыха ( сон, прогулка );
  • Помните, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 – минутные подвижные переменки;
  • Имейте в виду, что в течении учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4 – 6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после каникул, середина 3 четверти;
  • Не забывайте, что дети любят послушать сказку перед сном; ласковое поглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте
  • ЛЕКТОРИЙ 4.Что должен знать и уметь ребенок перед школой
  • Тема: «Подготовка руки к письму».
  •            Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
    Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

    Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

    — развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

    — развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

    — развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
    — развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

    Система  упражнений для пальчиков при подготовке руки к письму основанный на комплексе упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой.

    Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

    Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

    Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

    Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

    Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

    Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

    Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

    Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

    Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

    Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

    Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

    — выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
    — конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
    — конструирование из бумаги и картона,
    — плетение шнуров из ярких цветных веревочек,

    — изготовление поделок из проволоки,
    — пришивание пуговиц,
    — нанизывание бусин и изготовление детских бус,
    — изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
    — пальчиковые игры,
    — штриховки,
    — изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
    — раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, неспеша),
    — рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
    — дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
    — обведение рисунков по точкам,
    — выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
    — плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров.
    — задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
    — рисование на доске мелом, цветными мелками,
    — оригами,
    — изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

    ЛЕКТОРИЙ 5. 10  заповедей родителей будущего первоклассника

    10  заповедей родителей будущего первоклассника 

  • Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)».
  • Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказ­ки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
  • Не ругайте, а тем более не ос­корбляйте ребёнка в присутствии посторонних.
  • Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно погово­рим на эту тему».
  • Научите ребёнка делиться сво­ими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные си­туации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сфор­мировать у него правильную жизненную позицию.
  • Приобщайте ребёнка к эконо­мике семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюд­жете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в из­вестность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
  • Постоянно говорите с ребён­ком. Развитие речи — залог хорошей учё­бы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понра­вилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
  • Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познаватель­ный интерес никогда не иссякнет.
  • Постарайтесь хоть иногда смо­треть на мир глазами вашего ре­бёнка. Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
  • Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что что-то не получа­ется, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попро­бовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ре­бёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
  • Не стройте ваши взаимоотно­шения с ребёнком на запретах. Согласитесь, что они не всегда раз­умны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.