Информационная характеристика проекта
«Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»
Разработчики проекта: Куприенко Наталья Николаевна, заведующий Детского сада г.п.Мир, Петриман Светлана Викторовна, воспитатель дошкольного образования Детского сада г.п.Мир.
Научное сопровождение проекта:
Давидович Альбина Леонидовна, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук; тел.: раб. +375 (17) 222 64 81; моб. +375(29) 555 38 05; e-mail: davidovich@minedu.unibel.by
Смолер Елена Ивановна, заведующий научно-исследовательского сектора УО «Белорусский педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент; тел.: раб. +375 (17) 226 40 15; моб. 8-044-743-37-55; e-mail: smoler.elena @yandex.by
Сроки проведения инновационной деятельности: 2020 – 2024.
Актуальность
В современном дошкольном образовании приоритетным является нравственное развитие личности ребенка, формирование у него самостоятельности, любознательности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. По мнению ученых, именно в дошкольном детстве закладываются основания для формирования продуктивных видов деятельности, произвольного поведения, создания образа «Я» ребенка и проектирования человеком своей жизнедеятельности.
В процессе проектирования жизнедеятельности особенно значимо экономическое воспитание подрастающего поколения, так как детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных представлений, профессиональных и личностных качеств, поскольку в современном обществе востребована личность, обладающая высоким уровнем экономической культуры, новым экономическим сознанием, экономическим мировоззрением. Ведущие психологи и педагоги утверждают, что дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования начал экономической культуры. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем современной дошкольной педагогики, поэтому в педагогической деятельности учреждений дошкольного образования экономическое воспитание должно занять достойное место.
Цель инновационного проекта: формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста;
изучить психолого-педагогические основы формирования экономической культуры детей дошкольного возраста;
внедрить методику формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста, определить механизмы эффективного ее использования с учетом специфики учреждения образования;
осуществить мониторинг хода и результатов внедрения методики, методическое обеспечение деятельности;
обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному использованию методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
Критерии и показатели эффективности внедрения методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста
Деятельность воспитанника
Критерии |
Показатели |
Интеллектуальный компонент |
экономические знания; экономические умения и навыки практической деятельности (бережное отношение к результатам, средствам труда, времени, окружающей среде, различным видам собственности, осуществление планирования деятельности, оценивание своих действий, использование рациональных приемов, и др.); овладение общей ориентировочной основой любой деятельности |
Эмоционально-ценностный компонент экономической культуры |
самостоятельность; сформированность экономически значимых личностных качеств (бережливость, ответственность, способность ограничивать свои желания, дисциплинированность, деловитость, организованность, бескорыстность; трудолюбие, основы рационального поведения, честность, благородство); умение трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами; уровень сформированности разумных потребностей; уровень развития креативности ребенка, умения творчески подойти к решению экономических задач; сформированность основ экономического образа мышления. |
Практически-деятельностный компонент экономической культуры |
участие в экономической деятельности; обобщение экономической деятельности; потребность в усовершенствовании деятельности; требовательность к себе и другим; готовность принять решение; умение аргументировать |
Деятельность педагогического работника
Профессиональная компетентность в области экономической культуры |
Профессиональная компетентность в области экономической культуры (развитое экономическое мышление, свободное владение экономическими категориями, умение прогнозировать развитие объективных экономических процессов, проявление предприимчивости в деятельности, владение методами и приемами формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста и пр.). |
Ожидаемые результаты инновационной деятельности
Реализация инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» будет способствовать более полному освоению содержания образовательных областей «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования воспитанниками от 3 до 7 лет, формированию у них экономически значимых качеств личности, овладению детьми необходимыми компетенциями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, совершенствованию организации образовательного процесса.
Реализация содержания инновационного проекта позволит внедрить в образовательный процесс эффективные формы, методы и приемы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования.
Будут разработаны учебно-методические материалы, необходимые для реализации данного аспекта дошкольного образования, подготовлены методические рекомендации по формированию основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.