ПЛАН
работы семинара-практикума «Экономическая азбука»
для участников инновационного проекта
«Внедрение методики формирования
основ экономической культуры
у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников по организации деятельности, направленной на формирование основ экономической культуры детей дошкольного возраста в рамках реализации инновационного проекта и задач учебной программы дошкольного образования.
Занятие №1
Методы, приемы и средства обучения
экономического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи: актуализировать необходимость экономического воспитания в дошкольном возрасте; уточнить и систематизировать принципы, методы, приемы и средства по формированию основ экономической культуры детей дошкольного возраста.
План проведения:
Часть 1. Мини-лекция «Формирование основ экономической культуры – новое направление в образовательном процессе учреждения дошкольного образования»
Информация заместителя заведующего по основной деятельности С.В.Петриман
Часть 2. БРИФИНГ
Вопросы для обсуждения:
«Экономика, экономическое воспитание»- понятия;
Цели и задачи экономического воспитания в дошкольном возрасте;
Методы, приёмы, средства экономического воспитания;
С какими экономическими понятиями знакомить в дошкольном возрасте;
Пословицы и поговорки, знакомящие детей с экономическими понятиями.
Участники инновационной деятельности.
Часть 3. Практическая часть
Изучение образовательной программы комплексного и финансового обучения Афлатун, раздела «Основы экономической культуры» образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования. Разработка календарного плана работы с воспитанниками разных возрастных групп по формированию основ экономической культуры в рамках реализации образовательного процесса
Коллективная деятельность участников инновационной деятельности.
Часть 4. Рефлексия.
Синквейн по технологической карте по теме «Экономика»
Занятие №2
Организация предметно-развивающей среды в группе по формированию основ экономической культуры детей
Задачи: способствовать практическому овладению педагогическими работниками эффективными методами и приёмами организации работы по формированию основ экономической культуры у воспитанников, по созданию предметно-развивающей среды и условий для экономического воспитания детей.
План проведения:
Часть 1. Вариативные модели организации предметно-развивающей среды по формированию основ экономической культуры детей в разных возрастных группах.
Презентация заместителя заведующего по основной деятельности С.В.Петриман.
Часть 2. Практическая работа
Разработка модели предметно-развивающей среды в группе для осуществления экономического воспитания детей: схема центров (центр познавательно-интеллектуального развития, познавательно-практической деятельности, конструкторский цент, цент художестенной, театральной деятельности, сюжетно-ролевых, настольно-печатных и дидактических игр и т.д.), их структурные компоненты, наполняемость.
Коллективная деятельность участников инновационной деятельности.
Часть 3. Рефлексия
Упражнение «Чемодан. Корзина. Мясорубка»
Занятие №3
Игра как метод формирования основ экономики у детей дошкольного возраста
Задачи: актуализировать знания педагогических работников о роли игры как основного метода формирования экономической культуры детей; распространить опыт работы по подбору и изготовлению дидактических и сюжетных игр по экономическому воспитанию детей.
План проведения:
Часть 1. Сообщение «Обучающие игры в экономическом воспитании детей дошкольного возраста»
Информация заместителя заведующего по основной деятельности С.В.Петриман
Часть 2. Практическая работа.
Составление картотеки дидактических игр по экономическому воспитанию детей возраста 2 младшей, средней, старшей групп.
Коллективная деятельность педагогических работников
Часть 3. Методическая панорама (презентация и обмен опытом по подбору игр и дидактических материалов по проблеме экономического воспитания)
Участники инновационной деятельности
Часть 4. Программа Афлатун: обмен мнениями.
Участники инновационной деятельности
Часть 5. Рефлексия
Упражнение «Мишень»
Конспект развлечения
«Экономим, бережём – очень правильно живём!»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Программные задачи:
закреплять элементарные представления об экономии ресурсов;
развивать связную речь, внимание, память, желание соревноваться;
воспитывать бережное отношение к сохранению природных ресурсов.
Материал и оборудование: эмблемы для команд «Экономики» и «Берегунчики», жетоны (изображение монеток), картинки со старыми и современными предметами, два обруча
Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание стихотворений, рассматривание предметных картинок, составление рассказа дома на тему: «Экономия в нашей семье», музыкальный номер: «Песенка экономных и бережливых».
Методические приемы: игровой (проблемные и игровые ситуации), наглядный, словесный.
Ведущий: (читает стихотворение, демонстрирует презентацию про гномиков)
На опушке в домике жили-были гномики.
Серьёзный старший гномик звался Экономик.
Берегунчик, младший гном, был весёлым болтуном.
Жили дружно гномики в своём чудесном домике.
Дом хотя был небольшой, но зато какой чудной!
Что чудесного в том доме? Так скажу: он экономен.
Домик строили ведь сами из того, что под руками:
Из бумаги и картона, из пластмассы и бетона,
Щебня, гальки и соломы – вышел домик экономный!
Крыша – из металлолома, но не боится она грома
Так как есть громоотвод, от грозы он сбережёт.
Окна в доме из стекла, только хитрость есть одна:
Утеплили гномы их, чтобы холод не проник.
Стены тоже утеплили, чтоб в морозы не настыли.
Дом построили что надо два находчивые брата!
И зажили в нём счастливо, экономно, бережливо:
Воду зря не проливали, дров без толку не сжигали,
Электричество не жгли – пуще глаза берегли.
Зря бумагу не бросали, в макулатуру собирали.
Пластик и металлолом несли в контейнеры за дом.
А электробатарейки клали в ящик у скамейки.
Берегли вокруг природу, не бросали там отходов.
В общем, были наши гномы просто чудо-экономы.
В гости к ним друзья ходили, вместе чай с ватрушкой пили:
Энергоша – гном-аскет, экономил газ и свет,
Электроша – тот берёг всей душой электроток.
А ещё был друг Теплоша – гномик-теплоберегоша.
А воду берёг везде Водяша – главный по воде.
Ведь знают все - и внук, и дед- без воды-то жизни нет!
Часто гномики встречались, говорили, совещались:
Как же людям объяснить, что нужно экономней быть?!
Решили в детский сад пойти, и всё детишкам донести:
Что экономить нужно воду, беречь тепло, сырьё, природу,
Чтоб землю нашу сохранить – всем бережливей нужно быть!
Сегодня в нашем зале встречаются две команды, чтобы показать свои знания, умения и навыки бережного отношения к ресурсам. Это настоящие друзья гномов Экономика и Берегунчика. Участникам команды в ходе конкурсных испытаний предоставится возможность продемонстрировать свою эрудицию, экономические и экологические знания.
За правильные ответы в каждом конкурсе команды в свой бюджет будут получать жетоны-монетки. Победит та команда, бюджет которой будет больше в конце соревнования.
Встречаем наши команды: команда «Экономики» и команда «Берегунчики»!
А профессиональную оценку знаниям наших эрудитов будет давать сегодня компетентное уважаемое жюри в составе (заведующего, педагога-психолога, руководителя физвоспитания и т.д.)
Итак, мы начинаем! Команды, поприветствуйте друг друга!
Команда «Экономики»
Капитан: Мы веселые ребята,
Знаем мы, как нам играть.
Экономить мы умеем,
Любим лампы выключать.
Все дети: Команде Берегунчиков
Наш пламенный привет.
С вами мы сразимся
Так просто не сдадимся!
Команда «Берегунчики»
Капитан: Мы команда Берегунчики,
Нас не просто обыграть!
Знаем всё про экономику.
И готовы рассказать.
Все дети: Команде Экономиков
Мы желаем от души:
На все вопросы отвечайте,
Только нос не задирайте!
Первый конкурс: «Умные вопросы»
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Вопросы: Где живет электричество? Ток? (В проводах)
Кому нужен электрический ток? (Электроприборам, чтобы горел свет, работал телевизор, холодильник и т.д.)
Можно ли услышать электричество? (Нет)
Как узнать: есть ли в доме электричество? (Включить свет, телевизор)
Жюри поводит итог.
Второй конкурс: «Отгадай загадку»
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это… (Электричество)
По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Электричество)
Золотая птичка
Вечером в дом влетает
Весь дом освещает? (Лампочка)
Через поле и лесок
Подается голосок,
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявишь море. (Утюг)
Наша тетушка игла
С электричеством дружна.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку –
Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)
Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино! (Телевизор)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт! (Холодильник)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела» (Электрочайник)
Жюри поводит итог.
Третий конкурс: «Что лишнее?»
Командам нужно назвать лишний прибор на картинках:
микроволновая печь, пылесос, ножницы, утюг;
сковорода, тарелка, электрический чайник, кастрюля;
миксер, соковыжималка, мясорубка, тостер;
телевизор, вентилятор, магнитофон, батарея отопления.
(Картинки демонстрируются на экране, дети поясняют свой выбор).
Жюри поводит итог.
Четвёртый конкурс: «Кто главный: спор электроприборов»
Я предлагаю каждому из игроков команд взять на себя роль одного из электроприборов и доказать, что он самый нужный в доме. Например: «Я – стиральная машина, я очень необходима, без меня пришлось бы все белье стирать руками».
Дети вытягивают картинки с изображением электроприборов. По очереди выступают представители от команд.
Пятый конкурс: «Парные картинки»
Нужно разложить по обручам картинки: команде «Берегунчики» – с изображением старых предметов (утюг, метла, сковорода, самовар, бигуди, печь, свеча), команде «Экономики» – с изображением современных электроприборов (электроутюг, пылесос, блинница, электрочайник, микроволновая печь, лампочка).
Жюри поводит итог.
Ведущий: А теперь немного отдохнём, подвигаемся. Предлагаю сыграть в игру «Провода»
Игрокам команд нужно построится в шеренги по периметру площадки. По команде игроки расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Побеждает команда, которая быстрее и ровнее построилась.
Шестой конкурс: «Домашнее задание»
Рассказ капитанов на тему: «Экономия в нашей семье»
Ведущий: А теперь посмотрим, бюджет какой команды получился больше. Пока жюри подсчитывает и подводит итоги, ребята исполнят песню.
«Песенка экономных и бережливых» (на мотив песни «Улыбка» В.Шаинского)
Экономить нужно газ и свет
Поберечь ресурсы, охранять природу
И тогда на лучшей из планет
Будет здорово в любое время года.
Припев
И тогда наверняка
Станет чистою река
Воздух - свежим и зелёною- планета
Будем меньше мы болеть,
Дольше жить и не стареть
Никогда, дружок, не забывай про это.
Без воды никак не обойтись,
Электричество в быту нам помогает
Без тепла свою не мыслим жизнь
Береги ж ресурсы – это каждый знает!
Припев
И тогда наверняка
Станет чистою река
Воздух- свежим и зелёною- планета,
Будем меньше мы болеть,
Дольше жить и не стареть
Никогда, дружок, не забывай про это.
Ведущий: А теперь жюри объявит результаты конкурсов и поздравит победителей.
Подведение итогов игры
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество»
для воспитанников среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Поможем гному Эконому»
Программные задачи: формировать экономическое сознание детей, представление о некоторых составляющих семейного бюджета: пенсия, зарплата; развивать представление о рекламе; развивать внимание, мышление, умение правильно соотносить картинки; воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, желание экономно относиться к природным ресурсам и охранять окружающую среду.
Материалы и оборудование: запись смс сообщения, предметные картинки, с изображением товаров и магазинов, атрибуты к подвижным играм: муляжи овощей, денежное дерево, атрибутика сказочного леса, копилка, корзина с яблоками.
Предварительная работа: создание условий для сюжетно – ролевых игр «Маленькие покупки», «Магазин»; рассматривание модели семейного бюджета; дидактические игры «Вкусно и полезно», «Бюджет моей семьи».
Ход занятия
Дети сидят на коврике, под музыкальное сопровождение заходит Гном.
Гном: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу вам рассказать про очень интересную, необычную семью. Хотите послушать?
Дети: Да! Очень хотим!
Гном: Жил был в лесу Гном по прозвищу Эконом. Его так прозвали, потому что он, очень много работал, копил, экономил лесные денежки. На заработанные и сэкономленные деньги он построил в лесу свой магазин и стал там работать и зарабатывать. С ним вместе живет его жена Гномела, она работает врачом, лечит гномов и за свой труд они получают……Эх, забыл, как это называется. Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и получают там…
Дети: Зарплату.
Гном: Правильно, а еще с ними живут Гном - дедушка и Гномела - бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже что-то получают…
Дети: Пенсию!
Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! Пенсия это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет. А вот все деньги, которые заработали Гном - Эконом, его жена Гномела, дедушка - Гном и бабушка - Гномела, называется семейный бюджет. Давайте рассмотрим модель семейного бюджета.
Воспитатель: дети, давайте расскажем нашему гостю как мы, которые не работаем, а посещаем детский сад, можем помочь родителям экономить семейный бюджет? (заработанные родителями деньги)
Дети: нужно беречь одежду, обувь, игрушки, мебель….
Гном: Ребята, но гному – Эконому нужна ваша помощь и я пришел попросить помочь ему. Для этого вам нужно отправиться в лес и помочь с проблемами, которые возникли в его магазине. Вы согласны? А мне пора уходить. До свидания, желаю вам удачи!
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем гному – Эконому?
Дети: Да!
Воспитатель: ой, кто-то в нашей группе разбросал листья, давайте посмотрим куда они нас приведут (звучит музыка, дети идут по листочкам и попадают на поляну). Посмотрите, в какой необычный лес мы с вами попали, как здесь красиво.
Воспитатель: посмотрите, на дереве письмо, давайте прочитаем его. В этом письме гном – Эконом, приветствует вас в своем лесу и просит найти необычное дерево, а так же просит нас о помощи в его магазине. Вы должны будете выполнить все его задания, а за каждое выполненное задание гном заплатит вам что? (зарплату). А все задания гном – Эконом будет присылать смс оповещением.
Воспитатель: Давайте отыщем необычное дерево. Молодцы! А что же на нем вместо листочков?
Дети: Деньги!
Воспитатель: Правильно. Это дерево не простое, а денежное.
Если мы справимся с заданием, то мы можем снять один денежный листок. Ребята, а вы знаете, как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Дети: Да (рубли).
Воспитатель: совершенно, верно.
Приходит смс оповещение
Воспитатель: В смс Гном – Эконом сообщает о том, что уже продал все продукты и торговать ему больше нечем. Давайте поможем ему. А как мы это сделаем? Что для этого нужно?
Дети: нужно собрать урожай.
Воспитатель: Молодцы. Приступайте к работе.
Проводиться игра «Урожай»
Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, сколько овощей мы собрали. Теперь лесные жители передадут их в магазин.
Приходит смс оповещение
Воспитатель: В своем смс сообщении Гном – Эконом написал: «Спасибо, вам, ребята. За свой труд вы можете снять с дерева один денежный листок».
Воспитатель: Ой, ребята, а куда же мы будем складывать заработанные деньги?
Дети: В копилку.
Воспитатель: А еще он пишет, что овощей мы собрали и вырастили много, боится, что не успеет их все продать, пропасть могут.
Ребята, а как вы думаете, чтобы у гнома все раскупили, что ему для этого нужно?
Дети: Реклама.
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами прорекламируем овощи, то есть снимем рекламный ролик, и по электронной почте отправим Гному - Эконому (в роли оператора воспитатель снимает на телефон):
1 ребенок: Свеклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету!
2 ребенок: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А огурчик свежий ароматен, нежен.
3 ребенок: Ах, какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики - плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой
4 ребенок: Про морковь рассказ не длинный: кто не знает витамина.
Пей всегда морковный сок и грызи морковку-
Будешь ты тогда дружок, крепким, сильным, ловким.
5 ребенок: Самый вкусный и приятный, уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем!
Приходит смс оповещение
Воспитатель: спасибо, ребятишки. Пока вы делали рекламу моего товара, у меня все раскупили. Можете снять с денежного дерева еще один денежный листок. А я на заработанные деньги куплю для всей свой семьи подарки. Они мне нарисовали, что и где купить, только я разобраться не могу. Помогите, пожалуйста. Картинки находятся на вашей сказочной поляне. Проводится игра «Что где продается?»
Воспитатель: Замечательно. И с этим заданием вы справились.
Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Приходит смс оповещение
Воспитатель: В смс написано, что за нашу помощь мы можем снять с дерева и положить в копилку еще один денежный листок. Ребята, интересно, как вы думаете, все ли можно купить за деньги?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?
Дети: ветер, солнце, речку, облака…..
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам предлагаю поиграть на этой чудесной поляне в игру, которая так и называется «Что можно купить, а что нельзя купить за деньги».
Проводится игра «Что можно купить, а что нельзя купить за деньги»
Приходит смс оповещение
Воспитатель: В смс сообщении Гном – Эконом пишет о том, что лесные жители ему рассказали про то, как вы дружно и весело играли, за это мы можем снять еще один денежный листок и положить в свою копилку.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы должны бережно относиться, и к тому, что можно купить и к тому, чего нельзя. Мы должны бережно относится ко всему, что нас окружает. Беречь природу, экономить воду и электричество, бережно относиться к окружающим вещам (к игрушкам, одежде, еде, мебели и т. д.) и тогда вы сможете сэкономить семейный бюджет. Запомните это и будьте бережливыми ко всему, что вас окружает.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, сколько мы с вами заработали денег.
А когда вы вырастите, и будете работать, получать зарплату, накопите много денег, что вы купите? (ответы детей).
Воспитатель: Замечательно. Вот сколько мы заработали рублей. А мы можем на них что - нибудь купить в магазине?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Дети: Потому что они не настоящие.
Воспитатель: А что значит не настоящие. Как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Дети: Рубли!
Воспитатель: Я предлагаю заработанные нами деньги отправить в магазин Гному – Эконому, а он нам пришлет что-нибудь вкусненькое из своего магазина.
А сейчас пора возвращаться в группу (дети возвращаются под музыку назад по листочкам).
Давайте еще раз расскажем, чему мы научились.
1 ребенок: С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать
И их же экономить.
2 ребенок: Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали,
Знаем цену всем вещам
Что нам покупали!
3 ребенок: Будем знания получать,
Денежки накопим,
И вам, детские сады,
В будущем построим!
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что это там в корзине? Это гном – Эконом прислал вам угощения, яблоки. Дети угощаются яблоками.
Канспект зпнятка па адукацыйных абласцях “Дзіця і грамадства”, “Выяўленчае мастацтва”(маляванне)
для дзяцей старшай групы (ад 5 да 6 гадоў)
ШТО ТАКОЕ ГРОШЫ?
Праграмныя задачы: фарміраваць ўяўленні аб грошах, пашыраць уяўленне пра элементы эканомікі (грошы іх гісторыя); фарміраваць уменні ў даследчай дзейнасці (рабіць высновы); надаваць увагу эфектыўнасці крыніц інфармацыі (самастойна знаходзіць крыніцу інфармацыі); развіваць здольнасці да мадэлявання прасторавых адносін у выглядзе табліцы; замацаваць уменне расфарбоўваць гатовую форму, выхоўваць сяброўскія ўзаемаадносіны ў калектыўнай працы, уменне размяркоўваць абавязкі ў адпаведнасці з агульнай задумай, не замінаючы адзін аднаму; выхоўваць павагу да працы; беражлівыя адносіны да грошай.
Матэрыял: дыдактычныя гульні “Знайдзі купюры краін”, “Што можна купіць за грошы, мультымедыйная прэзентацыя ”Гісторыя грошай”, праектар, энцыклапедыя для дашкольнікаў “Цікавыя факты”, беларускія грошы: купюры і манеты, паперкі-грошы, кашалькі, дзённікі фіксацыі доследаў і эксперыментаў, алоўкі па колькасці дзяцей, таз з вадой, вясы, медальёны-манеткі, гуаш, пэндзлі, сурвэткі, падстаўкі для пэдзлікаў, вылеплены з гліны посуд, узоры роспісу, спакойная мелодыя.
Ход занятка
Выхавальнік: Дзеці, які ў вас настрой? (Адказы дзяцей). Я прапаную павітацца далонькамі. Кладзём далоньку на далоньку сябра. Гэта трэба для нашага добрага настрою. А каб дзень быў ўдалы і каб усе нашы мары ажыццявіліся, паўтарайце чароўныя словы:
«Мы рабяты проста клас,
Усё атрымаецца ў нас! »
В. Я прыйшла сёння не з пустымі рукамі. Прынесла для вас цікавы сюрпрыз (скарбоначку). Дзеці, адгадайце, калі ласка, што знаходзіцца ў скарбоначцы? Іх вырабляюць з металу і паперы. У адных людзей іх шмат. А ў другіх мала. У розных краінах іх па-рознаму называюць. Што гэта?
(Калі дзеці не здагадваюцца прапаную падказку: у кашалёк мы іх кладзем і ў магазін ідзем”). Адказы дзяцей: грошы.
В. Трэба праверыць. І сапраўды, грошы. Якія ў нас тут грошы? (Папяровыя і металічныя) І ракавінка яшчэ тут ёсць. Як называюцца папяровыя грошы? (Купюры). А як называюцца металічныя грошы? (Манеты).
В. Дзеці, а як вы мяркуеце, чаму сярод грошай апынулася ракавінка? Адказы дзяцей: можа таму.што яна круглая …
В. Мне таксама цікава, чаму ракавінка апынулася разам з грашыма. Здаецца, гэта не здарма. А як наконт таго, каб пабыць сапраўднымі даследчыкамі, больш даведацца пра грошы і можа тады мы даведаемся, чаму ракавінка апынулася сярод грошай. Згодны? ( Так.)
В.Тады прапаную падумаць самастойна і адказаць даследчыкам на першае пытанне: Што такое грошы? Цяжкае пытанне, праўда?
Гульня-разважанне “Што такое грошы, навошта яны патрэбныя?”
Адказы дзяцей: для куплі прадуктаў харчавання, для аплаты камунальных паслуг, для аплаты праезда на транспарце, для аплаты паслуг, для набыцця падарункаў, для аказання дапамогі бедным, хворым людзям.
В. А дзе мы можам знайсці дакладную інфармацыю пра грошы? З дапамогай чаго мы можам даведацца? (Прачытаць у энцыклапедыі, газеце, кнігах і г.д.)
В. Правільна. Вось у нас ёсць энцыклапедыя. Паслухайце. Я вам зачытаю, што ж такое грошы. “Грошы – гэта сродак абмену. Людзі мяняюць грошы на тавары, якія ім неабходныя”.
В. Грошы – гэта сродак абмену. Як вы разумееце гэта?
Дзеці: разважаюць.
В. Якой краіны гэта грошы? (Беларусі, значыць беларускія). Як вы лічыце у другіх краінах іншыя грошы, ці не? (Так). Яны называюцца валютай.
Дыдактычная гульня “Знайдзі купюру краіны”
На стале раскладзены карткі. Неабходна выбраць картку з людзьмі ў нацыянальных касцюмах, назваць краіну. Дзеці ставяць побач картку сцяга і картку валюты адпаведнай краіны. І называюць грошы: (у Кітаі – юані, у Амерыцы – даляры, У Францыі – еўра, у Расіі – рублі, у Беларусі – рублі, ва Украіне – грыўны).
В. Мы прывыклі да грошай, не можам без іх абыходзіцца. І мне стала цікава даведацца, а ці былі грошы ў старажытнага чалавека? Як вы мяркуеце? (Не).
В. А я чула, што былі. А ведаеце, якія? А дзе мы можам даведацца аб гэтым ? (З кнігаў,з інтэрнэту).
В. Зараз мы адпраўляемся ў інфармацыйны цэнтр нашых даследаванняў, паглядзім, якія грошы былі ў старажытнага чалавека. Усаджваемся зручна. Мы сюды прыйшлі, каб даведацца ці былі грошы ў старажытных людзей. Давайце паглядзім (слайд 1). Перад намі –першабытны чалавек. У першабытных людзей грошай не было, ім яны былі не патрэбныя. Людзі жылі ў пячорах, апраналіся ў скуры жывёл, сілкаваліся тым, што давала ім прырода (слайд 2). Рухаемся ў часе далей. Людзі навучыліся вырабляць прылады працы, прыручылі і зрабілі хатнімі некаторых жывёл, пачалі вырошчваць расліны, вырабляць посуд (слайд 3). Таму людзі сталі абменьвацца таварам. Яны мянялі рыбу на зерне, мяса на гародніну, жывёл на соль ці іншыя тавары (слайд 4). Але абменьваць тавары было вельмі складана. Напрыклад, за аднаго барана можна было атрымаць дзве сякеры, чатыры збаны. Каб спрасціць абмен, людзі сталі думаць, які прадмет найбольш падыходзіць для гэтага. Паспрабавалі многае: жывёлу, футра, коскі, кавалкі тканіны, птушыныя пёры, зерне, тытунь, какава-бабы. Такія грошы былі нязручныя. Жывёлу трэба было дзесьці трымаць і карміць, а прадукты ад захоўвання псаваліся (слайд 5). Людзі зразумелі, што грошы павінны быць не часовымі, а пастаяннымі, не псавацца пры перадачы з рук у рукі. Аднымі з першых грошай былі ракавіны кауры-малюскаў, якіх здабываліся ў паўднёвых морах. У ракавінах прасвідроўвалі адтуліны і нанізвалі на вяровачку як каралі па 40 ракавін. Чым жа былі яны не зручныя? Яны псаваліся, гублялі выгляд. За аднаго быка трэба было адлічыць тысячу такіх ракавін (слайд 6). Затым з'явіліся металічныя грошы – гэта былі не такія грошы, якія ёсць цяпер. Яны мелі форму брускоў, кольцаў, дубчыкаў, зліткаў. Металічныя грошы аказаліся найбольш зручнымі: манеты можна было чаканіць рознай вартасці: з медзі – танныя, са срэбра – даражэйшыя, а з золата – самыя дарагія (слайд 7). Затым з’явіліся грошы, падобныя на сучасныя (слайд 8). Пасля металічных з'явіліся папяровыя грошы (слайд 9). І вось сучасныя грошы (слайд 10).
В. Так ці былі ў старажытных людзей грошы? (Так).
В. Якія яны былі? ( Косці, брусочкі, ракавінкі).
В. А зараз мы зможам адказаць на пытанне, чаму ўскарбонцы апынулася ракакінка?( Гэта старажытны грошык).
Рухомая гульня “Мы манеткі”
Дзеці дзеляцца на дзве каманды. Адна каманда становіцца паўкругам – гэта кашалёк. Астатнія дзеці апранаюць залацістыя кругі на стужках – гэта манеткі.
Манеткі:
Мы не дзеткі, мы не дзеткі,
А вясёлыя манеткі. (Ідуць па крузе, трымаючыся за рукі.)
Звонка коцімся па крузе. (Ідуць подскакам.)
Дружна скачам: скок ды скок ... (Скачуць на месцы.)
І назад у кашалёк. (Манеткі-дзеці павінны паспець заскочыць ў кашалёк, пакуль ён не зачыніўся – дзеці стульваюць круг.)
Гульня паўтараецца - дзеці мяняюцца ролямі.
В. А як вы думаеце, якія грошы зручней: манеты ці купюры?
Дзеці: Выказваюць сваё меркаванне.
В. А можа мы гэта праверым? У мяне для вас адкрыта лабараторыя. Мы ж з вамі даследчыкі. Правілы паводзін у лабараторыі вы помніце: трэба паводзіць сябе спакойна, не штурхацца. Устаньце так, каб было зручна ўсім. Мы прыйшлі, каб даведацца, што зручней: манеты або купюры. І як сапраўдныя даследчыкі, вынікі доследаў будзем запісваць у карты назіранняў. І на дошцы ў нас карта (карта на мальберце). На гэтай карце вынікі доследаў будзе адзначаць старшы лабарант: сёння гэта Андрэй. Паглядзіце на абсталяванне. Як вы думаеце, што будзе сімвалізаваць папера? (Папера – купюры).
1 дослед “ Ці мнуцца і ірвуцца купюра і манета?”
В.Паспрабуйце змяць і разарваць паперку. Атрымалася? (Так).А манетка?
В.: Які вывад можна зрабіць?( Манета лепш. Яна не мнецца і не ірвецца).
В. На картцы насупраць манеты ставім плюс, у гэтым эксперыменце манета паказала лепшыя якасці.
2 дослед “Ці намакаюць папяровыя і металічныя грошы?”
В. Кладзіце паперу ў ваду. Што адбываецца?( Яна намакае).
В. А калі яна намокла, што адбудзецца далей? (Яна разваліцца).
В. А манета намакае ці не? (Не).
В. Які вывад зробім? Што больш практычна: манеты, ці купюры? (Манеты, насупраць іх ставім +).
3 дослед “ Што цяжэй, манета ці купюра?”
Дзеці мяркуюць.
В. Давайце доследным шляхам праверым. Вазьміце на далоні манету і купюру - паперку. Што цяжэй? Можна падуць? Што адбываецца з манетай? А што адбываецца з купюрай? Якую выснову зробім? Што лягчэй? (Купюра лягчэй, яе лепш насіць у кашальку. Ставім плюсік купюры).
4 дослед “Што зручней насіць у кашальку?”
В. Я прыгатавала для вас кашалькі. Пакладзіце купюру і манету ў кашалёк. Патрасіце. Перавярніце. Зрабіце вывад, што зручней захоўваць у кашальку?
Дзеці правяраюцьі робяць вывад, што больш зручна захоўваць папяровыя грошы, яны не выпадаюць.
В. Паглядзіце ў карту. Выйграе купюра ці манета? (Нічыя).
В. А што значыць нічыя? ( Аднолькавая колькасць плюсікаў).
В. Сапраўды, па адных якасцях выйграюць манеты, а па другіх –купюры. Якую выснову можна зрабіць?
Дзеці разважаюць.
В. Вы маеце рацыю, патрэбныя нам і манеты, і купюры. Дзеці, а які сродак аплаты можа быць у кашальку, акрамя грошай? (Банкаўская карта).
В. Як вы лічыце, ці зручна карыстацца картай?
Адказы дзяцей.
В. А вы рабілі пакупкі самастойна?(Так). Што вы куплялі? (Адказы дзяцей)
В. Зараз я прапаную вам пагуляць у цікавую гульню.
Дыдактычная гульня “Што можна купіць за грошы?”
Перад вамі карцінкі, адбярыце тыя з іх, на якіх намаляваны рэчы, якія можна купіць за грошы (Дзеці разглядаюць карцінкі, разам з выхавальнікам разважаюць, што можна купіць).
В. А чаму гэтыя карцінкі засталіся. Што нельга купіць за грошы? (Дружбу, каханне, жыццё, гром, маланку, акіян)
В. Сапраўды, ёсць такія рэчы, якія не прадаюцца і не купляюцца. Вось колькі каштуе ваша дружба? (Ніколькі)
В. Яна неацэнная. Паслухайце, мне здаецца, ці нехта плача?
Чуваць плач, заходзіць дзяўчынка (з другой групы).
В. Добры дзень. Як цябе завуць? Што з табой здарылася і чаму ты плачаш?
Дзяўчынка: Добры дзень! Мяне завуць Таня. Мяне мама папрасіла купіць у краме прадукты, а я ішла і згубіла манеты з кішэні, бо там была дзірачка. І цяпер я не змагу нічога купіць!
В. Як вы думаеце, чаму дзяўчынка згубіла манеты. (Таму што яна насіла іх у кішэні, а не ў кашальку).
В. Дзеці, а дзе трэба насіць грошы? (У кашальку).
В. Правільна, грошы павінны знаходзіцца ў кашальках.
Але нашай Таццянцы трэба дапамагчы. Згодны? (Так). А каб дапамагчы, нам трэба папрацаваць і зарабіць грошы! Я прапаную размаляваць той гліняны посуд, які мы ляпілі на мінулым занятку з гліняных жгуцікаў. Мы ўпрыгожым свій посуд роспісам, а потым адправімся прадаваць свае вырабы на кірмаш. Трэба пастарацца ўпрыгожыць свій посуд акуратна, прыгожа, каб даражэй яго прадаць. Бо дорага каштуе толькі тавар высокай якасці, няякасныя вырабы называюць бракам, і яны нічога не вартыя.
Дзеці ўсаджваюцца за сталы.
В. Ты, Таццянка, таксама працуй з дзецьмі. Давайце мы з вамі возьмем пэндзлі, ўспомнім, якія асноўныя колеры выкарыстоўваюць у роспісе, яго элементы, і упрыгожым свій посуд. (Дэманструецца роспіс вырабаў з гліны ў якасці нагляднага дапаможніка).
В. Спачатку подгатуем да працы свае пальчыкі.
Пальчыкавая гімнастыка:
Раз, два, тры, чатыры,
Дзеці грошыкі лічылі.
Адзін – за ежу заплаціць,
Два – світку новую купіць.
Тры – у кашалёк схаваць,
Чатыры – сябру дараваць.
(Дзеці загінаюць пальчыкі, у канцы – пацікаюць адзін аднаму рукі)
Гучыць спакойная музыка, дзеці малююць.
В. Малайцы, вы добра пастараліся, зараз мы адпраўляемся на кірмаш, каб прадаць свій тавар. Стаўце акуратна свой посуд у агульны кош.
Фізкультхвілінка:
Раз-два-тры! (ідуць па крузе)
Дружна крочым мы, майстры
На кірмаш мы ідзём,
Посуд распісны нясём.
Будзем посуд прадаваць,
Грошы самі зарабляць.
Пакуль праводзіцца фізкультхвілінка, памочнік выхавацеля ставіць сталы з рушнікамі, надпіс “Кірмаш”. Дзеці выстаўляюць на сталы свій тавар. Заходзяць пакупнікі – дзеці з другой групы, супрацоўнікі ўстановы. Майстры рэкламуюць свой тавар, называюць цану. Пакупнікі разглядваюць посуд, аб’ектыўна ацэньваюць вынікі («стараўся», «вельмі прыгожы роспіс», «праца высокай якасці» і т. д. Дзеці атрымліваюць “грошы”, складаюць у вялікі кашалёк, а затым аддаюць яго Таццянцы.
В. Вось, Таццянка, бяры грошы, якія мы зарабілі самі.
Таццянка: Вялікі дзякуй. Цяпер я магу ісці у краму. Да пабачэння.
В. Дзякуй пакупнікам за тое, што купілі наш распісны посуд. Няхай ён доўга вам служаць ў гаспадарцы. (Пакупнікі выходзяць). А мы вяртаемся ў дзіцячы сад. Зноў запрашаю стаць у круг, узяцца за рукі, усміхнуцца адзін аднаму. Выдатна. А цяпер па крузе пусцім вось гэты прыгожы кашалёк, і кожны, у каго ён будзе у руках, адкажа на пытанне. (Напрыклад, “Пра што ты сёння даведаўся”, “Што спадабалася больш за ўсё на занятку”, “Пра што раскажаш дома бацькам” і г.д.). Вы усе сёння выдатна працавалі, былі велякія малайцы. Давайце зноў пакладзем далонькі адзін аднаму і скажам гучна: “Мы рабяты простая клас, усё атрымалася ў нас! “