П.5.1. Учреждение дошкольного образования участвует в экологической благотворительной акции «Новая жизнь в обмен на крышечки». Для этого требуется совсем немного - принести в детский сад пластиковые крышки от любых ёмкостей. Главное условие - крышки должны быть чистыми (очищенными от акцизных марок, остатков продуктов и т.д).Вторсырьё передается перерабатывающим организациям, а за счет средств, полученных от продажи, будут куплены медикаменты, инвентарь и оборудование для больных детей и взрослых. Акция несёт двойную пользу: позволяет уменьшить загрязнение окружающей среды трудноразлогающимися отходами, и даёт возможность помочь больным людям.
Контейнер для сбора крышек установлен на первом этаже у стола дежурного.
Задание 4.4. Создание на территории учреждения дошкольного образования приспособления для компостирования органических отходов
П.4.1. Осенью природа создаёт много органических отходов, которые могут стать отличным экологически чистым удобрением для будущего вегетативного сезона. С этой целью на территории учреждения дошкольного образования работники сделали сооружение для компостирования органических отходом (компостную яму). Воспитанники старшей группы активно включились в трудовую деятельность по заполнению компостной ямы опавшей листвой, пожухлой травой, почвой в соответствии с правилами компостирования отходов.
Аэробный способ изготовления компоста
Аэробное компостирование отходов происходит само собой благодаря организмам, которые живут в почве. Это черви, грибы и различные насекомые. Первые участвуют в процессе наиболее активно, быстро поглощая отходы и преобразуя их в полезные для почвы вещества.
Компостирование отходов осуществляется в компостной куче, яме или ящике, который можно сделать самостоятельно из деревянных паллет и досок, железных или полимерных листов, проволочной сетки, бочек (в стенках обязательно нужно проделать дырки для вентиляции) и других подручных материалов. Также в продаже есть готовые ящики для хранения органических отходов. Место для компостирования должно находиться в затенённой части участка недалеко от источника воды. Кроме того, важен дренаж, чтобы жидкость не задерживалась в куче, иначе процесс разложения отходов будет замедлен.
Место для компостирования должно соответствовать следующим критериям:
- Место должно быть, по крайней мере, частично затененное;
- Лучше, чтобы оно отстояло от построек хотя бы на 3 м;
- К месту должен быть свободный доступ, чтобы можно было добавлять в компост материалы;
- Хорошо, если имеется поблизости источник воды;
- Должен обеспечиваться хороший дренаж, чтобы вода не задерживалась в куче (это может привести к замедлению процесса разложения).
Для правильного компостирования необходимо:
- Выложить на дно кучи 10-15-сантиметровый слой сухих веток или листьев. Это обеспечит хорошую вентиляцию.
- Чередовать зелёные (свежескошенную траву) и бурые материалы (ветки, листья, солому), выкладывая их слоями по 10-15 см.
- Измельчать пищевые отходы. Большая часть органики разлагается быстрее, если она порезана или сломана на мелкие кусочки.
- Увлажнять компост в случае, если он становится сухим. В кучу поступает дождевая вода, а также влага из зелени, добавленной в компост. Однако в жаркую погоду жидкость быстро испаряется, что замедляет процесс разложения отходов. В случае, если компост стал слишком влажным, нужно, наоборот, подсушить его. Иначе появится неприятный запах сероводорода или аммиака.
Перемешивание компоста лопатой или вилами обеспечит доступ воздуха. Примерно через неделю после засыпания материалов компост можно перемешивать. При перемешивании необходимо разбивать комки и увлажнять кучу по мере необходимости. - Перемешивать компост лопатой или вилами раз в 2-3 месяца, чтобы обеспечить доступ воздуха к отходам. При перемешивании необходимо разбивать комки и увлажнять кучу по мере необходимости.
-
Перемешивать и увлажнять компостную кучу необходимо до тех пор, пока компост не будет готов. Процесс компостирования может быть довольно быстрым в летние месяцы. Компост может перестать нагреваться через несколько недель. Если компост в куче стал темным и рассыпчатым, имеет свежий запах земли и больше не похож на изначальные материалы, то он, вероятно, готов.
- Закрывать компост настилом или чёрной плёнкой, чтобы не привлекать животных и предотвратить возможный неприятный запах.
4.2., 4.3. Откуда же берётся мусор? Можно ли уменьшить его количество? Как правильно сортировать мусор? На все эти вопросы воспитанники старшего дошкольного возраста находят ответы вместе с воспитателями дошкольного образования И.И.Чичкан, С.В.Круглик, П.В.Савко в ходе тематических занятий, познавательных бесед,
Задание 4.1. Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и их источников
Качественный и количественный анализ отходов,
образующихся в учреждении дошкольного образования
за один день
Виды отходов |
Вес отходов, граммы |
Удельный вес, % |
|||
Групповые помещения |
Пищеблок |
Кабинеты |
Общий вес |
||
Пищевые отходы |
900 |
11000 |
- |
11900 |
64 % |
Бумага, картон |
800 |
3000 |
- |
3800 |
20% |
Пластик |
1200 |
500 |
- |
1700 |
9% |
Растительные отходы |
150 |
- |
100 |
250 |
1,3%% |
Металлы |
- |
700 |
- |
700 |
3,7% |
Стекло |
- |
400 |
- |
400 |
2 % |
Общее количество мусора |
3 050 |
15600 |
100 |
18750 |
100% |
Основные источники отходов:
1. Бумага и картон: отходы цветной бумаги, альбомные листы для рисования, упаковочные материалы из бумаги, картона и полимеров, упаковки от печенья, использованные бумажные полотенца, туалетная бумага.
2. Пластик, микропластик, полиэтилен: тетрапаки от соков, упаковки от молока, сметаны, йогурта, поломанные игрушки, фломастеры, одноразовые стаканчики.
3. Пищевые отходы (картофельные очистки, кости от рыбы, птицы, огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, бананов).
4. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
5. Металлы (металлические крышки).
7. Стекло (стеклянные банки от пищевых продуктов).
Задание 4.2. Составлен и размещён на стенде план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
План действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
№ п/п |
Мероприятие |
Выполнение |
Ответственные |
1 |
Донести информацию о необходимости минимизацтии отходов и раздельному их сбору до сведения работников учреждения дошкольного образования |
Октябрь |
Заведующий Н.Н.Куприенко |
2 |
Определить места сбора вторсырья в учреждении дошкольного образования. Установить контейнеры для раздельного сбора отходов (пластика, бумаги, стекла), закрытых контейнеров для сбора батареек, контейнеров для сбора пластиковых крышек. |
Ноябрь |
Завхоз И.В.Наумчик |
3 |
Установить контейнеры для сбора пластиковых крышек, бумажных отходов в каждой группе |
Ноябрь |
Воспитатели дошкольного образования |
4 |
Оборудовать на территории приспособление для компостирования отходов |
Октябрь |
Завхоз И.В.Наумчик |
5 |
Донести информацию до сведения законных представителей воспитанников о возможности участия в сборе вторсырья в учреждении дошкольного образования |
Октябрь |
Воспитатели дошкольного образования |
6 |
Организовать проведение тематических мероприятий (беседы, дидактические игры, развлечения) по обучению воспитанников раздельному сбору отходов |
В течение года |
Воспитатели дошкольного образования |
7 |
Организовать проведение акции «Новая жизнь в обмен на крышечки» |
В течение года |
Работники учреждения Воспитанники Родители |
8 |
Организовать проведение акции «Сдай макулатуру – сохрани дерево» |
В течение года |
Работники учреждения Воспитанники Родители |
9 |
Оформить стенд-экран соревнований между группами по сбору макулатуры |
Декабрь |
Заместитель заведующего по основной деятельности С.В.Петриман |
10 |
Организовать проведение смотра новогодних экоелок |
Декабрь. |
Воспитатели дошкольного образования |
11 |
Организовать проведении акции «Чистая территория» по уборке опавших листьев, скошенной травы |
В осенне-летний период |
Работники учреждения Воспитанники |
12 |
Провести тематическое родительское собрание «Экологическое воспитание в учреждении дошкольного образования и семье» |
Январь |
Заведующий Н.Н.Куприенко |
13 |
Провести выставку поделок из вторичных материалов «Вторая жизнь вещей» |
Март |
Воспитатели дошкольного образования |
14 |
Разработать памятки по минимизации отходов для работников учреждения и родителей воспитанников |
апрель |
Заместитель заведующего по основной деятельности С.В.Петриман |
15 |
Организовать проведение краткосрочных детско-родительских проектов по изучению количественного и качественного состава отходов в домашних условиях |
Ноябрь |
Воспитатель дошкольного образования С.В.Круглик Родители |
16 |
Организовать сдачу вторсырья |
В течение года |
Завхоз И.В.Наумчик |
17 |
Обсудить результаты изучения состава и образования отходов |
май |
Воспитатель дошкольного образования С.в.Круглик Завхоз И.В.Наумчик |
Мероприятия плана реализуются в установленные сроки. Например, в кажой группе размещены контейнеры для сбора бумаги и пластиковых крышечек. В учреждении установлены контейнеры для сбора бумаги, пластика, стекла, крышек, батареек.
На стенде-экране отражаются результаты соревнований между группами по сбору макулвтуры. Каждая группа спасает свой вид деревьев, напрмер, первая младшая группа спасает ёлки, средняя санаторная - каштаны, старшая - берёзки.
Задание 4.5.Изучение состава и количества отходов в домашних условиях.
В течение недели дети вместе с родителями изучали состав и количество отходов, образующихся дома.
Дата: 18 – 24 октября.
Участники: 6 семей.
Семьи |
Пищевые отходы |
Пластик |
Стекло |
Бумага |
Металл |
Березовские |
1.540 |
0.006 |
0.340 |
0.112 |
0.131 |
Драко |
0.423 |
0.205 |
0.215 |
0.087 |
0.056 |
Кобзевы |
0.357 |
0.078 |
0.134 |
0.032 |
0.049 |
Крень |
1.645 |
0.483 |
1.379 |
0.248 |
0.218 |
Кулак |
0.287 |
0.063 |
0.227 |
0.047 |
0.036 |
Тюленевы |
0.973 |
0.216 |
0.175 |
0.178 |
0.073 |
Итого |
5.225 |
1.051 |
2.470 |
0.704 |
0.563 |
В среднем вес мусора за неделю составил – 10 кг 013 гр
В среднем 1 семья за день выбрасывает 1кг 669 гр отходов.
За год – это 609 кг 185 гр
П.4.8. Что такое отходы и откуда они появляются.
Исследовательский детско-родительский проект семьи Березовского Бориса, воспитанника старшей группы.
Семья Березовских, приняла участие в реализации исследовательского проекта "Что такое отходы и откуда они появляются". Борис вместе с мамой и папой изучали: влияние отходов на здоровье человека и окружающую среду; способы утилизации отходов; особенности раздельного сбора мусора в разных странах и в Республике Беларусь. Провели практический эксперимент по раздельному сбору отходов в своей семье, и вовлекли ещё шесть семей в раздельный сбор отходов!
"Вот так у нас происходит сбор и сортировка перерабатываемого мусора: пластик, стекло, металл, макулатура, пищевые отходы.
На балконе мы организовали несколько больших коробок, в которые отдельно собирали пластик, стекло, макулатуру, металлические банки от консервов. Органические отходы мы собирали в ведро с крышкой. За неделю (с 09 по 15 декабря 2019) мы старались выбирать покупки в перерабатываемой упаковке в магазине, ходить туда только со списком, чтобы не покупать лишнего и всегда брали с собой свою сумку и полотняные мешочки для овощей и фруктов.
За неделю результат был такой:
перерабатываемый мусор (стекло, пластик, металл, макулатура) - 590гр;
органические отходы для компоста 12 кг;
общий неперарабатываемый мусор 315 гр.
Итого за неделю: 590 грамм перебатываемого мусора, 315 грамм отправили мусорку. В общем, произвели 1 кг мусора (органика мусором не считается, так как весной она уже превратится в качественную землю).
Так как контейнеров для раздельного сбора вторсырья у нашего дома нет и нет ни одного в нашем поселке, мы с мамой решили собирать вторсырье, пока не наполнятся наши ящики. На это ушло чуть больше месяца. Потом мы собрали все вместе и отвезли в пункт приема вторсырья по улице Московская 22, где сдали стекло и пластик в счет оплаты коммунальных услуг. Макулатуру я отнес в детский сад, а жестяные банки мы опустили в бак для металла у папы на работе. Компост собираем у бабушки на участке. Еще за это время мы сдали старую газовую плиту в службу БЕВТИ, а так же использованные батарейки и лампочки, которые мама с папой отвезли в г.Минск в специальные контейнеры для опасного мусора. Благодаря грамотной организации сбора вторсырья на мусоросвалку от нашей семьи за неделю отправилось только 315 грамм мусора вместо 13 кг. Сократить количество мусора нам помогло так же осознанное отношение к покупкам.
4.5.Определение количества и качества мусора, образующегося в старшей группе учреждении дошкольного образования
Время изучения: ноябрь – февраль.
Участники: воспитанники старшей группы (15 детей).
Месяцы |
Пищевые отходы |
Пластик |
Стекло |
Бумага |
ноябрь |
3.650 |
0.650 |
- |
3.700 |
декабрь |
3.700 |
0.780 |
- |
6.350 |
январь |
4.120 |
0.850 |
- |
3.550 |
февраль |
3.480 |
1300 | - |
4.200 |
Итого |
14.950 |
3.780 |
- |
17.800 |
Всего за четыре месяца образовалось 36 кг 410 гр. отходов
4.11. Иногда из мусора можно сделать удивительные вещи. Вот какая коллекция интересных нарядов получилась из обыкновенных вторичных отходов!
4.7. Памятка по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях
1. Бережнее относитесь к вещам.
2. Ремонтируйте поломанные вещи, а не покупайте новые.
3. Покупайте действительно нужные, а не навязанные рекламой вещи.
4. Предпочитайте качественные долговечные товары одноразовым вещам.
5. Выбирайте товары и упаковку, подлежащие вторичной переработке.
6. Выбирайте товары без упаковки или с минимальной упаковкой.
7. Отдавайте ненужные вещи тому, кому они пригодятся.
8. При посещении магазина берите с собой матерчатую сумку для продуктов, чтобы не покупать пластиковый пакет.
9. Замените полиэтиленовые пакеты на экологические бумажные.
9. Сжимайте упаковку (пластиковые коробки, бутылки), чтобы уменьшить её перед тем, как выбросить.
10. Собирайте и сдавайте макулатуру.
11. Собирайте и сдавайте в специальные контейнеры стеклянную тару, металлические отходы, пластик.
12. Вторично используйте стеклянную тару для консервирования.
13. Для уменьшения массы пищевых отходов используйте часть пищевых отходов на корм домашним животным как удобрения для комнатных цветов, для компостирования.
Рекомендации по раздельному сбору и сдаче мусора
Разноцветные контейнеры для мусора предназначены для различных отходов: зелёный – для бумаги, красный – для металла, жёлтый – для пластмассы, синий – для стекла. В некоторых случаях цвета контейнеров могут быть другими, но их всегда подписывают.
В зелёный (бумага) контейнер можно выбрасывать газеты, журналы, картонные ящики. Нельзя: упаковку Тетра Пак, обои с водозащитной плёнкой, фотобумагу, ламинированную бумагу, клеящую ленту.
В жёлтый (пластик) контейнер можно выбрасывать пластиковые бутылки, стаканы, тюбики, канистры, полиэтиленовую плёнку. Нельзя: одноразовую посуду, упаковку Тетра Пак от соков, молочных продуктов, полиэтиленовые пакеты от молока, кефира, сметаны, подгузники.
В синий (стекло) контейнер можно выбрасывать: стеклянные бутылки, банки.
Нельзя: оконное, мебельное стекло, лампочки, зеркала, термостойкую посуду для микроволновых печей, хрусталь.
В красный (металл) контейнер можно выбрасывать различные изделия из металла.
В коричневый контейнер для смешанных отходов нельзя выбрасывать слишком большие отходы и строительные отходы. Их оставляют на специальной площадке у контейнеров.
Опасные отходы (ртутные градусники и ртутные лампы) сдают в районное отделение МЧС, батарейки – в специальные контейнеры в крупных магазинах, утилизацией старой бытовой техники занимаются специальные организации.
4.10. ПАМЯТКА о раздельном сборе твердых коммунальных отходов
1. В контейнер общего назначения МОЖНО выбрасывать все не подлежащие переработке отходы, в том числе: упаковку тетрапака от соков и молочных продуктов, подгузники и другие предметы личной гигиены, пищевые отходы, прочий бытовой мусор.
2. В контейнер для бумаги МОЖНО бросать: газеты и журналы, тетради, офисные бумаги, картонные коробки, бумажные пакеты и упаковки, рекламные проспекты.
3. В контейнер для пластмасс МОЖНО размещать: ПЭТ-бутылки без крышек, бутылки от подсолнечного масла и моющих средств, одноразовую пластиковую посуду, стаканчики от йогуртов и сметаны, пластмассовые тюбики и баночки от косметики, пластмассовые коробки от тортов и других пищевых продуктов, пластиковые канистры.
4. В контейнер для стекла МОЖНО размещать: стеклянные банки и бутылки.
5. ВНИМАНИЕ! не являются вторичными материальными ресурсами и не подлежат повторному использованию: упаковка тетрапак, обои, фотобумага, упаковка из полиэтилена и пленка, клеящая лента (скотч), пакеты от молока, кефира, сметаны, подгузники, керамика, хрусталь, оконное и мебельное стекло, зеркала, термостойкое и жаропрочное стекло, лампочки.
6. ЗАПРЕЩЕНО! размещать в контейнерах для твердых коммунальных отходов и сбора вторичных материальных ресурсов: шины, бывшие в употреблении, ртутьсодержащие отходы (люминесцентные и энергосберегающие лампы, градусники), строительные отходы, отработанные батарейки.