Птицей 2024 года стала серая ворона, у которой есть своя команда поддержки. Именно благодаря своим сторонникам эта птица выиграла звание. Преимуществом своего кандидата они называют то, что серая ворона обитает в непосредственной близости от человеческого жилья и за ней достаточно легко и очень интересно наблюдать.
Большой веретенник станет символом 2025 года. Этот краснокнижный вид пернатых обычно обитает в пойменных заливных лугах, верховых и переходных болотах, сельхозугодьях и в заброшенных торфоразработках. Максимальное количество этих птиц - 20 тысяч особей - было зарегистрировано в окрестностях Турова в 2014 году.
П.1.1.3. "Зелёное попролнение"
В "Уголоке леса" уже успешно пприжились липа, клён, берёза, ёлочка. А чтобы им было веселее, ребята средних -старших групп вместе с воспитателями дошкольного образования Е.Ю.Минеевой, С.В.Круглик, М.Е.Петрович в октябре 2019 г подселили к ним новых соседей - малышек-сосен (2штуки), ёлочку, дуб, осинку.
П.1.1.1, 1.1.6. Замечательная осення погода способствует проведению экскурсий-наблюдений, в ходе которых ребята старших групп знакомятся с деревьями и кустарниками на территории учреждения дошкольного образования, заготавливают семена, плоды, листья для познавательно-практической деятельности
П.1.2.2, 1.2.4. В фитоуголке учрежднения дошкольного образования созрели семена лекарственных растений, которые в ходе операции "фитосундучок" заготавливают воспитанники старших групп.
1.2.3. Растения - лекари? Какие же они? Где их можно встретить? Как использовать? От этом ребята узнали в ходе познавательного занятия "Лекартсвенные растения рядом с нами", подготовленного воспитателем дошкольного образования Т.Д.Сачук
1.1.4, 1.2.1, 1.4.1. В ходе тематических прогулок "Путешествие по экологической тропе" ребята старших групп ещё раз повторяют, какие же деревья, кустарники, травянистые растения растут на территории учреждения дошкольного образования, наблюдают за произошедшими в осенний период изменения в природноим окружении на каждой станции тропы. Например, на станции "Огород" убран урожай, ведётся подготовка к следующему посеву (убраны растительные остатки, грядки перекопаны). На станции "Сад" садовые деревья и кустарники готовятся к зимнему сну - сбросили листья, плоды с них убраны. На станции "Муравейник" воспитатели дошкольного образования рассказывают о том, как труженики-муравьи готовятся к зиме. Ребята высказывают свои наблюдения, делают логические заключения о взаимосвязи сезонных погодных изменений с изменениями в окружающей живой природе.
1.1.5. В ходе занятия-исследования "Краски осени" ребята старшей группы узнали, почему листья деревьев окрашиваются осенью в разные цвета, что за волшебные вещества-пигменты содержаться в листьях.
1.1.7. Красоту осенней природы ребята на занятиях по образовательной области "Изобразительное искусство" учились передавать разными нетрадиционными техниками рисования.
1.1.8., 1.2.5, 1.2.6, 1.3.2, 1.4.3. В ходе работы на станциях экологической тропы ребята постоянно изучают видовое разнообразие деревьев, кустарников, растений, насекомых, птиц. На большом стенде "Биоразнообразие" мы разместили схему расположения объектов живой природы на территории учреждения дошкольного образования. Особенность схемы в том, что она динамичнвая, "живая": если деревья, кустарники на схеме расположены на постоянных местах, то место расположения птиц, насекомых дети имеют возможность менять на стенде в зависимости от того, где на территории учреждения и каких именно они увидели птиц и насекомых в данный конкретный день. К стенду "Биоразнообразие" разработаны паспорта-описания объектов, в которых содержатся: изображение объекта, его описание, характеристика. Так, созданы следующие паспорта-описания: "Деревья и кустарники нашего ближайшего окружения", "Дикорастущие травянистые растения нашего окружения", "Птицы нашего окружения", "Насекомые нашего окружения".
Так, в ходе выполнения заданий раздела "Биоразнообразие" изучены и размещены на стенде-схеме "Биоразнообразие":
задания 1.1.дикорастущие травянистые растения, произрастающие на территории учреждения дошкольного образования: пастушья сумка, одуванчик лекарственный, клевер ползучий, подорожник большой, тясячелистник, ромашка пахучая,горец птичий;
задание 1.2. аборигенные виды деревьев и кустарников: липа сердцелистная, клён остролистный, берёза повислая, рябина обыкновенная, сирень обыкновенная;
интродуцированные виды деревьев и кустарников: каштан конский, спирея средняя, туя западная, туя щаровидная, дёрен белый, акация белая, форзиция
плодовые деревья: груша, яблоня, слива, вишня.
задание 1.3. зимующие птицы, замеченный на территории учреждения дошкольного образования: воробей, синица, голубь, поползень, снегирь, галка;
перелётные птицы: грач, скворец, ласточка, стриж.
задание 1.4.насекомые, замеченные на территории учреждения дошкольного образования:
наземные:муравей садовый, хрущ майский, кузнечик зелёный, коровка семиточечная (божья), клоп-солдатик, бронзовка золотистая;
летучие: шмель полевой, пчела медоносная, оса обыкновенная, комар обыкновенный, муха комнатная.
1.1.2. Ребята старшей группы интегрированного обучения и воспитания вместе с воспитателями дошкольного образования Д.М.Богданович и П.В.Савко провели экологическую акцию "Сбережём зелёный мир", в ходе которой за "условную плату" в ввиде отходов пластика и бумаги распространяли среди воспитанников и их родителей, а также работников детского сада тематические буклеты.
1.3.3. С давних времён люди, заботясь об окружающей природе, строили жильё для птиц, подкармливая их. В этом году в акции "Птичья столовая" (изготовление кормушек для птиц) приняли активное участие родители воспитанников. Четырнадцать новых кормушек разместились на беседках игровых площадок. Ещё несколько кармушек разместили на деревьях за территорией детского сада. "Птичьи столовые" готовы принимать своих пернатых посетителей!
1.1.9.Смотр-конкурс "Экоёлочка" поделок из подручного материала показал многообразие видов создания заменителей настоящих и искусственных новогодних ёлочек. Надеемся, что воплощённые идеи по изготовлению ёлочек из разного сырья помогли сохранить жизнь настоящим деревцам и уменьшить количество покупаемых искусственных ёлок.
1.3.5, 1.3.7., 1.3.13. Для лучшего ознакомления с жизнью зимующих и перелётных птиц нашего окружения воспитатель дошкольного образования Л.И.Нарбутович оформила содержательный лэпбук, где собрала занимательную информацию о жизни и особенностях птиц, подобрала игры, стихи, загадки,кроссворды, вопросы викторины "Знатоки птиц". В ходе экскурсий ребята наблюдают за птицами ближайшего окружения, затем размещают фигурки увиденных птиц на функциональном стенде "Биоразнообразие", заменяющем карту-схему.
1.
1.3.9.,1.3.10, 1.3.11."Птицы - помощники и друзья". Так назывался детский исследовательский проект, который в в течении весенних каникул реализовывали воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания с воспитателем дошкольного образования Д.М.Богданович. В ходе проекта ребята знакомились с особенностями, образом жизни и повадками птиц ближайшего окружения, их ролью в природе и жизни человека.Узнали, какие птицы занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Научились узнавать по голосу синицу, грача, соловья, жаворонка, голубя, сову. Подготовили выставку рисунков.
1.3.6.Музыкальный руководитель Богуш А.И. с воспитанниками старших групп подготовила и провела развлекательное мероприятие "Птицы разные, все прекрасные!" для воспитанников средних групп, в ходе которого дети узнали интересную информацию о птицах,их повадках, образе жизни, отгадывали загадки, играли в тематические подвижные игры.
1.4.5.В рамках реализации плана мероприятий направления "Биоразнообразие" образовательного проекта "Зелёные школы" в учреждении прошла выставка творческих работ из вторичного сырья "Удивительные насекомые - знакомые и незнакомые". Родители проявили удивительное творчество и креативность в создании "насекомых". В итоге получились настоящие шедевры!
1.4.4., 1.4.6, 1.4.8, 1.4.9. Живой мир вокруг нас увлекателен и многообразен. Особенно детям интересен мир насекомых - такой многочисленный по видовому разнообразию. Класс насекомых насчитывает более 1,5 миллионов видов: жуки, бабочки, кузнечики, комары, стрекозы, мухи, пчелы, муравьи, тараканы и многие другие!
В рамках реализации образовательного проекта "Зелёные школы" педагог-психолог вместе с воспитанниками подготовили и реализовали информационно-познавательный проект "Мир насекомых", в рамках которого в ходе поисково-игровой деятельности дети знакомились с насекомыми ближайшего окружения ,их внешним видом, особенностями жизни, значением в природе и жизни человека.В ходе цикла занятий по образовательной области "Ребёнок и природа" узнали, где и как насекомые проводят зиму, каких насекомых нужно остерегаться, как нудно помогать насекомым.
1.4.9.В ходе экскурсий-наблюдений ребята с интересом наблюдают за насекомыми, их поведением. Особенно нравится детям после экскурсий работать со стендом "Биоразнообразие": они размещают на стенде насекомых в соответствии с тем местом, где наблюдали за ним на прогулке, рассказывают о насекомом (внешний вид, чем питается, особенности поведения, значение и т.д.). В процессе у ребят развивается познавательная активность, наблюдательность, связная речь, умение ориентироваться в пространстве.
1.1.15.Всегда интересно и увлекательно наблюдать, как возраждается жизнь - как набухают почки на деревьях и кустрниках, появляются первые листочки. Ребята старших и средних групп организовали исследование - на веточках каких же кустарников и деревьев в помещении быстрее появятся листочки.В этом соревновании победила смородина!
1.2.9.Выращивание с воспитанниками мини-огородов на подоконниках помогает легко, удачно и в занимательной форме моделировать познавательные, эстетические и экологические навыки. Дети приобретают новые знания и умения, у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Они учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах. Да и создать в группах миниатюрные оазисы свежих витаминов совсем не сложно!
1.1.17.Весной оживает вся природа, такая богатая и разнообразная. Ребята старших групп в ходе экскурсий-наблюдений отметили, что на одних деревьях и кустарниках первыми появляются цветки (ива,верба,форзиция), а на других - листья.(берёза, липа, сирень).
1.1.20. Весной наш сад пополнился новыми жителями - педагоги вместе с детьми посадили новые деревья и кусты - абрикос, иргу (2 штуки), шелковицу, чёрную смородину.
1.3.8. В рамках реализации мероприятий образовательного проекта "Зелёная школа" в учреждении прошла экологическая акция "Каждому скворцу - по уютному дворцу", в ходе которой новыми скворечниками пополнен не только "Птичий городок" на территории учреждения дошкольного образования, но скворечники размещены и на близлежащей к учреждению территории, а также на территории ГУО "Средняя школа г.п.Мир" Теперь пернатые друзья обеспечены жилплощадью, будут радовать окружающих своим пением и охранять сады и огороды от вредителей.
1.2.7., 1.2.8.На занятиях по образовательной области "Ребёнок и природа" ребята старшей группы вместе с воспитаптелем дошкольного образования Д.М.Богданович знакомились с полезными и опасными растениями ближайшего окружения, с растениями, занесёнными в Красную книгу Республики Беларусь
1.12.15, 1.2.16. Не зря говорится "Весенний день год кормит".Посеешь весной семена - будет урожай осенью. Вот и ребята старших групп с удовольствием работают на станциях экологической тропы "Огород", "Поле", "Цветники, "Фитоуголок". Посеяли семена злаковых и других растений, которые выращиваются на белорусских полях (ячмень, овёс, гречиху, просо, кукурузу, рапс, горох, боб). Посеяли семена овощных культур (морковь, свеклу, огурцы, кабачки), зелень (уроп, петрушку, салат). Посадили картофель, лку, чеснок, фасоль. Высадили рассаду капусты, помидор, перца. На цветниких поселя семена бархатцев, астры, матиолы. Высадили рассаду петуний, сальвии, астры. Пополнился новыми видами и фитоуголок: высадили пижму, зверобой, ромашку, ландыш, посеяли календулу. Теперь дело за уходом: полив, прополка,рыхление, подкормка. Работы хватит на всю весну и лето!
1.4.7. С наступлением весны просыпается природа, появляется много разных насекомых, за которыми с интересом наблюдают воспитанники. Хорошо перенесли зиму насекомые в своих "убежищах", размещённых на территории учреждения. Ребятам очень интересно узнать, кто же поселился и живёт под разными домиками-спилами.
1.3.12. В апреле в ГУО "Ясли-сад г.п.Мир" прохошла тематическая неделя "Птицы родного края", в ходе которой проведены различных мероприятий (выставка детских рисунков, беседы-презентации, игры-викторины, чтение произведений художественной литературы, развлечения и т.д.)
1.3.9."Птицы - помощники и друзья"
Так назывался детский исследовательский проект, который в рамках реализации плана мероприятий проекта "Зелёные школы" в течении каникул реализовывали воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания с воспитателем дошкольного образования Д.М.Богданович. В ходе проекта ребята знакомились с особенностями, образом жизни и повадками птиц ближайшего окружения, их ролью в природе и жизни человека.
1.3.14. Птичий городок на территории детского сада пополнился новыми скворечниками, в которые заселились пернатые обитатели. Также на прогулке ребята наблюдают за неугомоными забияками-воробьями, любопытными галками, говорливыми голубами. За оградой детского сада на поле важно, как господа в чёрных фраках, прохадживаются грачи. С весенним солнышком вернулись на родину ласточки, стрижи, жаворонки. А ещё часто над детским садом пролетают красавцы-аисты, которые построили себе гнездо на частном подворье недалеко от детского сада.
1.2.10. На прогулках детям интересно наблюдать за вестниками весны - первоцветами.
Задание 1.5.
Анализ ситуации по биоразнообразию
на территории государственного учреждения образования «Детский сад г.п.Мир»
На территории учреждения дошкольного образования растут 22 вида деревьев и кустарников (береза повислая, дуб черещатый, ель европейская, сосна обыкновенная, калина красная, клён остролистный, липа сердцелистная, рябина обыкновенная, акация белая, дёрен белый, жимолость Морроу, каштан конский, спирея средняя, туя западная, туя шаровидная, форзиция, чубушник жасмин садовый, малина садовая, плодовые деревья (слива, вишня, яблоня, груша). Наличие аборигенных и интродуцированных видов практически одинаковое. Для увеличения количественного состава деревьев и кустарников запланирована посадка местных и интродуцированных видов (ива козья, можжевельник обыкновенный, лещина обыкновенная, тополь дрожащий, черемуха обыкновенная, вейгелла, ель голубая, шелковица чёрная и т.д.).
Дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования обнаружено более 40 видов (пастушья сумка, ромашка пахучая, горец птичий, тимофеевка луговая, клевер ползучий, клевер пашенный, пырей ползучий, марь белая, вероника дубравная, звездчатка ланцетолистная, одуванчик лекарственный, манжетка обыкновенная, щавель конский, фиалка собачья, ежа сборная, лютик едкий, подорожник ланцетовидный, подорожник большой, полынь горькая, ярутка полевая, и другие). Для увеличения разнообразия видов дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования создан участок - «дикий луг».
В процессе изучения биоразнообразия птиц установлено, что на территорию учреждения дошкольного образования и близлежащее поле чаще всего прилетают грачи, воробьи, скворцы, синицы, ласточки, голуби, галки. На территории учреждения создан «Птичий городок», где размещены 11 скворечников. В пяти из них обитают скворцы. Ещё семь скворечников, развешенных весной 2022 г на близлежащей к детскому саду территории, заселены скворцами. Так как учреждение дошкольного образования ещё новое (открыто осенью 2016 года), то на территории нет достаточно больших деревьев и кустарников, что могло бы привлечь больше птиц. Эта проблема решиться с ходом времени.
На территории учреждения дошкольного образования выявлен достаточно разнообразный видовой состав насекомых (кузнечик зеленый, бронзовка золотистая, жужелица волосистая, коровка семиточечная, клоп-солдатик), муравей садовый, уховертка обыкновенная, хрущ майский западный, шмель земляной, пчела, бабочки и другие). Для увеличения разнообразия видов насекомых на территории созданы цветники «клумба для бабочек» с разнообразными однолетними и многолетними декоративными цветущими растениями. Также на территории «дикого луга» размещены «убежища» для насекомых.
Проанализировав ситуацию по биоразнообразию на территории ГУО «Детский сад г.п.Мир», разработан план мероприятий, направленных на увеличение биоразнообразия сроком на три года.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Детским садом г.п.Мир
_____________________Н.Н.Куприенко
План мероприятий по увеличению биоразнообразия территории
Детского сада г.п.Мир
на 2023-2024 гг.
№ |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Участники и ответственные |
1 |
Организовать посадку местных и интродуцированных видов деревьев и кустарников:ива, ирга, шелковица, абрикос;можжевельник, черёмуха, лещина, вейгелла;ель голубая, барбарис, тополь, клён ясенелистный(и другие виды) |
Май, октябрь2023Май, октябрь2023Май, октябрь2023 |
Педагогические работникиВоспитанникиРодителиЗавхоз И.В.Наумчик |
2 |
Обновить и изготовить кормушки для птиц на зимний период (не менее 10 кормушек). Заготовить смесь для зимней подкормки птиц |
Октябрь-ноябрь, ежегодно |
Педагогические работникиВоспитанникиРодители |
3 |
Увеличить количество искусственных гнездовий для птиц (скворечников, не менее 5) |
Апрель, ежегодно |
Педагогические работникиРодители |
4 |
Создать домик разнообразных для насекомых.Увеличить количество убежищ для беспозвоночных |
Август, 2024Март,ежегодно |
Педагогические работникиРодители |
5 |
Пополнять «Клумбу для бабочек» новыми декоративными растениями, обеспечить уход за ними |
Апрель-май, ежегодно |
Педагогические работникиЗавхоз И.В.Наумчик |
6 |
Пополнять «фитоуголок» новыми лекарственными растениями. |
Май, ежегодно |
Воспитатель дошкольного образования Н.А.Русецкая |
7 |
Пополнять клумбы новыми многолетниками и однолетниками |
Весна – лето ежегодно |
Завхоз И.В.Наумчик |
8 |
Создать большее по площади приспособление для компостирования отходов (на прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) |
Лето, 2024 |
Завхоз И.В.Наумчик |
Задание 1.11. В октябре 2020 года посажены на территории 5 штук деревьев и кустарников (ель-1, сосна – 2, дуб черешчатый -1, осина обыкновенная-1).
В апреле 2021 посажены ещё 5 штук деревьев и кустарников (ирга – 2, абрикос -1, смородина чёрная -1, шелковица чёрная – 1).
Создан «дикий луг» площадью около 26 м3, на котором посажены деревья осенью. Также там размещены убежища для насекомых в виде древесных спилов (6 штук).
Чем-то напоминающий кузнечика, незваный гость прилетел на участок детского сада. Ребята с любопытством рассматривают не типичное для наших широт насекомое. Для человека богомол не представляет опасности, но может неприятно «куснуть» острыми передними лапками! Но юным эколятам "Зелёной школы" храбрости не занимать - ведь так интересно всё то, что неизвестно!
Появление богомолов — это уже нередкое явление для Беларуси. В связи с глобальным потеплением этот вид изменяет среду обитания, перемещаясь ближе к северу.
По данным Википедии, богомол обыкновенный — крупное хищное насекомое с хорошо приспособленными для хватания пищи передними конечностями. Достигает 42−52 мм (самец) или 48−75 мм (самка) в длину. Обыкновенный богомол — типичный хищник-засадчик, мимикрирующий под окружающие растения. Богомол известен как истребитель вредных насекомых вроде мух, комаров и насекомых, оказывающих вред сельскому хозяйству. Правда, в периоды размножения они питаются и полезными для человека насекомыми, включая пчел.